Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

Содержание

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

Всплеск эмиграционной волны начался после долгого спада в 2013 году в связи с украинским кризисом. Также усилившийся отток эмигрантов аналитики связывают с переизбранием на очередной срок Путина и отсутствием в стране значимых экономических реформ.

Статистика миграции в россии 2020

Соответственно, изменения в миграционном законодательстве РФ не просто касаются таджикских граждан, но и имеют прямое влияние на них, их семьи и республику.

Например, в том числе из-за ужесточения законов и попадания в список невъездных сотен тысяч граждан РТ объем денежных переводов из России в Таджикистан в 2015 году по сравнению с 2014-м сократился практически в три раза.

2015 год был не таким насыщенным, а если сравнивать с 2014 годом, то он может показаться и вовсе скучным в плане поправок в миграционные законы.

«Можно ожидать довольно квалифицированные и недорогие кадры с Украины и российских регионов. Они могут составить конкуренцию местному менеджементу», — говорит она.

При этом на рынке труда РК, по информации эксперта, не наблюдается роста количества вакансий. Нестабильность в России и на Украине делают Казахстан привлекательным для работников.

По последним данным Росстата, в ноябре 2014 численность безработных в РФ выросла на 1,7% до 3,937 млн .

Рекомендуем прочесть:  Что За Статья 228 2020

Статистика миграции в россии 2020- 2020

Эмиграция из России бьет рекорд за последние 16 лет В России наблюдается мощный всплеск эмиграции граждан, массово покидающих и выезжающих на постоянное место жительства за рубеж.

Негативная тенденция началась еще в 2012 году, и уже в 2015 году по официальным данным Росстата из России навсегда уехало 350 тысяч человек что в 10 раз больше, чем например в 2010-м году. Это наибольшее количество эмигрантов за последние 16 лет.

Как и все волны эмиграции, нынешняя также имеет свои причины, которыми социологи называют социальную напряженность и ограничение политических свобод в стране.

Прогнозная оценка социально-экономических последствий развития трудовой миграции в России PREDICTIVE ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF LABOR MIGRATION IN RUSSIA Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки » ИЗДЕРЖКИ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ ,&nbsp ВАЛЮТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ ,&nbsp ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТЕРЬ ВВП ,&nbsp ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ ,&nbsp THE OVERHEAD COSTS OF ILLEGAL IMMIGRATION ,&nbsp REMITTANCES OF MIGRANT WORKERS ,&nbsp FORECASTING OF GDP LOSS ,&nbsp ASSESSMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC IMPACT OF LABOR MIGRATION Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — САВЕЛЕНКО Д.В. В статье рассмотрены основные социально-экономические последствия для России в условиях формирования общего рынка труда Единого экономического пространства, через прогнозирование динамики потерь ВВП от нелегального труда мигрантов, валютных переводов трудящихся-мигрантов и потерь российского бюджета от нелегально работающих мигрантов.

В результате доля украинских граждан в общей массе жителей страны – превысила 1,7%, из-за чего они чаще становятся фигурантами статистики, в том числе криминальной.

Так по данным властей Республики Саха, до которой от украинской границы путь не близкий, – жертвой каждого четвертого преступления против иностранцев становятся граждане Украины.

Выходцы из центрально-азиатских стран-доноров рабочей силы (Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана) – занимают в статистике жертв преступлений более низкие строки.

Рекомендуем прочесть:  Повышение Пенсии 2020 Году

Вокруг положения трудовых мигрантов из Центральной Азии в России существует масса мифов и политических спекуляций.

В частности, часто поднимается вопрос о нападениях на выходцев из региона, находящихся на заработках в российских городах.

Глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович попытался разобраться — насколько обоснован страх мигрантов перед этническим насилием?

Согласно результатам, 78% граждан РФ выступают за ограничение притока мигрантов в Россию. Около 63% опрошенных считают, что в их населенном пункте много мигрантов.

Что же касается влияния мигрантов на социально-экономическую ситуацию в регионах, то половина россиян (50%) не рассматривают мигрантов в качестве источника дополнительных вливаний в отечественную экономику.

В то же время 57% опрошенных отмечают, что благодаря приезжим местное население может получить ряд услуг (например, ремонт и строительство) по более низкой цене, чем в случае привлечения к работе коренных жителей.

Что касается альтернативы в виде внутренних мигрантов из российских регионов, то практика показывает, что большинство переселенцев не готовы идти на любую работу, даже в чужом городе. Студент-провинциал скорее устроится продавцом в магазин или официантом в ресторан, нежели пойдет уборщиком или грузчиком. Все-таки у российских граждан в пределах своей страны выше запросы по заработной плате.

Приток мигрантов из Центральной Азии в Россию будет расти

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

В ближайшем будущем количество мигрантов из Центральной Азии, приезжающих на заработки в Россию, будет увеличиваться.

Особенно это касается Таджикистана и Кыргызстана, для которых соотношение денежных переводов от работающих в России мигрантов к ВВП стремится к 50%, выяснили эксперты в совместном исследовании Евразийского банка развития (ЕАБР), авторского коллектива Программы развития ООН (ПРООН), Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ и РАН.

Страны Центральной Азии (ЦА) находятся в числе ведущих поставщиков рабочих мигрантов в Россию. Граждане Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана охотно едут сюда на заработки, чтобы обеспечить себя и свои семьи. При этом ни одна их этих стран не имеет общей границы с Россией.

Исследовательские коллективы ЕАБР, ПРООН, ЛССИ НИУ ВШЭ и РАН реализовали совместный проект*, который направлен на выявление тенденций, особенностей, а также перспектив развития миграции из стран Центральной Азии в Россию. Одной из главных целей проекта была выработка рекомендаций по развитию миграционной политики в центральноазиатских странах.

В ходе исследования использовались открытые отчеты, касающиеся миграции, данные ФМС РФ, Центрального Банка России и ЦБ стран Центральной Азии, Евразийского интеграционного барометра, Евразийского монитора, а также WorldValueSurvey (WVS). Исследовательская часть ЛССИ НИУ ВШЭ была посвящена исследованию ценностей мигрантов, приезжающих на заработки в Россию.

«Особенность проекта в том, что мы посмотрели на проблему в том числе с точки зрения человеческих историй и судеб», – рассказал специалист по «зелёной» экономике и занятости регионального центра ПРООН в Стамбуле Михаил Пелях. В ходе исследования было проведено несколько сотен качественных интервью с мигрантами и членами их семей.

Несмотря на то, что темпы миграции в Россию из Центральной Азии в 2014 году несколько затормозились, в глобальной перспективе РФ останется одной из главных принимающих стран для мигрантов из Центральной Азии, выяснили исследователи.

Этому будет способствовать усиливающееся неравенство между странами в возможностях занятости и сохраняющееся неравенство в уровне доходов. Подобные обстоятельства несут свои плюсы и минусы, что требует их балансировки путем более продуманной политики.

Она должна ориентироваться не только на управление потоками людей, но и принимать во внимание более широкие социально-экономические последствия миграции и денежных переводов.

Они возвращаются домой больными и разочарованными

В поле внимания исследовательского коллектива были, прежде всего, две страны – Таджикистан и Кыргызстан, а также частично Узбекистан. Наибольшее внимание Таджикистану и Кыргызстану объясняется тем, что соотношение денежных переводов мигрантов к ВВП для этих стран достигает серьезного уровня.

Для Таджикистана – более чем 40%, для Кыргызстана – в районе 30%. Узбекистан в наименьшей степени зависим от мигрантских денег (однако лидирует по объёму денежных переводов и числу мигрантов). А, например, Казахстан сам давно стал страной приема мигрантов, хотя и далеко не в таких масштабах, как Россия.

Рисунок 1. Соотношение денежных переводов к ВВП (в десяти странах, лидирующих по объему поступающих денежных переводов)

В ходе качественных интервью подтвердилось, что большинство мигрантов из стран Центральной Азии едут на заработки в России не из желания, а по необходимости, и оставаться здесь навсегда не хотят или не планируют. Речь идет о вынужденной миграции, когда чаще всего мужчины (особенно, если речь идет о Таджикистане) уезжают на заработки, чтобы обеспечить своим семьям существование.

Однако, как заметил Михаил Пелях, у миграции всегда есть цена. И часто эта цена – разрушенные семейные и близкие отношения, оставленные дети, разочарование и подорванное здоровье. Разводы на расстоянии – достаточно распространенное явление в странах ЦА.

«В некоторых регионах практиковалась даже такая вещь, как развод по смс, когда мигрант, уезжая в Россию, мог просто прислать жене смс с уведомлением о разводе», – рассказал эксперт.

Ко всему прочему, мигранты возвращаются домой с подорванным здоровьем и букетом инфекционных заболеваний.

Также возникают проблемы с образованием детей. С одной стороны, заработанные родителями деньги могут стимулировать его продолжение или доступ к платному образованию лучшего качества. Однако, оставшись без родительского присмотра на родине, дети часто просто не посещают образовательные учреждения.

И еще один минус миграции – неоправдавшиеся надежды и разбитые мечты, когда человек, подорвав физическое и психическое здоровье, возвращается домой разочарованным, поскольку в России оказалось не все так радужно, как представлялось изначально.

Безработица и неравенство как драйверы миграции

Несмотря на все издержки, миграция является шансом на лучшую жизнь для многих семей, проживающих в странах ЦА. «Страны Центральной Азии в значительной мере трудоизбыточны. Здесь до сих пор высокие темпы рождаемости. При этом структура экономики не позволяет обеспечить массовую достойную занятость», – заметил Михаил Пелях.

Так, практически половину экспорта Кыргзыстана составляет золото. Однако в добыче полезных ископаемых занят всего лишь один процент трудоспособного населения страны. Значительную часть экспорта Таджикистана составляет алюминий.

Но 75% алюминия поставляется одной компанией-монополистом, в которой трудоустроено около 12 тысяч человек при населении свыше 8 млн человек, из которых более 5 млн находятся в трудоспособном возрасте, рассказал Михаил Пелях.

Он отметил, что схожая ситуация в Туркменистане, в меньшей мере – в Казахстане и Узбекистане, где экспорт несколько более диверсифицирован.

Таким образом, высокая незанятость (то есть число людей, не имеющих работы и являющихся либо безработными, либо неактивными на рынке труда) является одним из главных факторов миграции. В то же время в России безработица минимальна по сравнению со странами ЦА.

При этом мигранты здесь занимают те ниши на рынке труда, которые не востребованы или мало востребованы российскими гражданами.

Трудящиеся-мигранты играют роль «буфера» на рынке труда РФ (как и во многих других развитых странах): они первыми теряют работу по мере снижения спроса на рабочую силу в результате экономического спада.

Другой мощный фактор миграции – огромное неравенство в уровне доходов (а также оплате труда) между Россией и странами Центральной Азии. Даже если по российским меркам зарплата мигрантов относительно невысока, то в переводе на местные валюты ее оказывается достаточно, чтобы содержать семьи.

Рисунок 2. Основные страны назначения для мигрантов в 2013 году

Кризис миграции не помеха

В 2014 году наблюдался некоторый спад миграции из стран ЦА в Россию и значительный спад денежных переводов в долларовом выражении в конце 2014 – начале 2015 года. Это связано как с замедлением российской экономики, так и с девальвацией рубля (в котором осуществляется большинство переводов мигрантов).

Однако в 2015 году объемы миграции и миграционные настроения вернулись на прежний уровень, рассказала заведующая ЛССИ НИУ ВШЭ Татьяна Карабчук. Россия сегодня абсолютный лидер среди принимающих стран как по объемам миграции из ЦА, так и по положительным миграционным настроениям.

Сюда потенциально хотели бы приехать наибольшее количество граждан из стран ЦА не только в целях заработка, но также на учебу и на постоянное место жительства (ПМЖ), свидетельствуют данные интеграционного барометра ЕАБР.

Сейчас, как отметила Карабчук, уже произошла адаптация к кризису, и это также способствует возвращению популярности миграции в Россию.

Правда, часть мигрантов из ЦА хотели бы поехать на заработки, учебу или ПМЖ в Европу или США. В данном случае речь идет лишь о миграционных настроениях, которые не обязательно приведут к самой миграции. В реальности Россия остается одной из самых доступных стран для центральноазиатских мигрантов.

Рисунок 3. Предпочтительные страны назначения для трудящихся-мигрантов 2014

Также исследование ЛССИ показало, что миграции из стран ЦА в Россию способствуют ценностные факторы. Приезжающие на заработки жители ЦА в плане ценностей чувствуют себя более близкими к России, чем к странам ЕС или США, что частично объясняется общим советским прошлым.

Вместе с тем, ярко выраженные коллективистские ценности у мигрантов из ЦА – это то, что отличает их от большей части населения России, рассказала Карабчук. Приверженцы коллективизма склонны считать свое благополучие зависящим в первую очередь не от них самих, а от государства и общества.

«Если рассматривать это в рамках теории Инглхарта (американский социолог, автор теории модернизации – ред.), то получается, что население стран ЦА в своих взглядах и мировоззрении еще не перешло на новый уровень развития, который характерен для постматериалистических стран», – отметила эксперт.

  Это может вызывать напряжение в отношениях между принимающим населением и мигрантами.

Надо стимулировать развитие, а не потребление

Миграция из стран ЦА необходима как России, так и странам- поставщикам мигрантов. РФ получает необходимую рабочую силу, а страны ЦА частичное решение проблем безработицы и поддержку уровня жизни местного населения.

Между тем необходима более продуманная и сбалансированная политика в области миграции, чтобы минимизировать риски и извлечь больше пользы. «Речь идет не только об управлении границей, подсчетов того, сколько людей едут, а о более комплексном подходе к миграции», – пояснил Пелях. Именно комплексной политике уделяется мало внимания, считает он.

Он должна касаться разнонаправленных вещей: начиная от безопасности для принимающей страны и заканчивая вопросами эффективности использования в странах ЦА заработанных мигрантами денег.

Сегодня приходящие средства в основном служат стимулом для потребления, что разгоняет инфляцию, наращивает объемы импорта, в том числе товаров люкс-класса, способствует росту цен на жилье, но мало помогает реальному развитию.

* Результаты проекта опубликованы в аналитическом резюме «Трудовая миграция и трудоемкие отрасли в Кыргызстане и Таджикистане: возможности для человеческого развития в Центральной Азии», а также в докладе «Трудовая миграция, денежные переводы и человеческое развитие в странах Центральной Азии»

См. также:

Дети мигрантов забывают родину и язык
Киргизские мигранты не хотят жить в России постоянно
Мигранты предпочитают лечиться у «своих»
Рынку труда не нужны образованные мигранты
Взаимопониманию москвичей и мигрантов мешают мифы

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 21 октября, 2015 г.

на IQ.HSE

Переводы мигрантов в Кыргызстан сократятся на 50 процентов. Расчеты эксперта

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

Дмитрий Верхотуров, политолог — для Sputnik

Эпидемия коронавируса поставила трудовых мигрантов в России в трудную ситуацию. Значительная часть из них фактически лишилась заработка.

Выезд всех на родину невозможен как по чисто техническим причинам (так, для вывоза 1 миллиона человек среднемагистральными самолетами потребовалось бы выполнить 8 030 рейсов за год, или 22 в день), так и из-за закрытия пассажирского авиасообщения.

Граждане стран Центральной Азии уже столкнулись с нехваткой средств, помимо этого, у многих мигрантов есть проблемы с продлением сроков пребывания. 

Эти вопросы могут быть каким-либо образом постепенно разрешены, но все равно коронавирус нанесет ощутимый ущерб экономике Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Попробуем подсчитать. 

Численность мигрантов

Из-за несовершенства статистики мы не имеем точных данных ни о количестве реально проживающих в России трудовых мигрантов (имеется лишь статистика Пограничной службы ФСБ РФ по въезду иностранных граждан), ни о размерах их заработков, ни о точном распределении их по отраслям экономики. Придется использовать выборочные данные, часть которых за 2017 год. Это вносит погрешности, но все же попробуем составить нечто вроде сводного баланса труда и заработка мигрантов в России. 

Первый вопрос — численность трудовых мигрантов. Данные по этому вопросу более чем разнородные и в основном касаются лишь въезда (если считаются в России) или выезда (если считаются по стране гражданства).

Скажем, в первом полугодии 2019-го Пограничная служба ФСБ РФ сообщила о въезде 918 тысяч граждан Узбекистана, 523,9 тысячи граждан Таджикистана и 265 тысяч граждан Кыргызстана.

Эти данные вряд ли отражают количество всех граждан этих республик в России, поскольку многие живут здесь длительное время, в том числе нелегально.

По данным профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергея Абашина, на апрель 2019 года общая численность граждан Кыргызстана в России составляла 713 тысяч человек, Таджикистана — 1,2 миллиона, Узбекистана — 2,1 миллиона. Всего в России насчитывалось в середине 2019 года 4,46 миллиона мигрантов, так что эти цифры, видимо, реалистичны. 

Хотя многие мигранты приезжают и живут с семьями, подавляющее большинство из них относится к людям трудоспособного возраста. Так что будем принимать в расчет, что все они работают. 

Заработки и расходы

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, трудовые мигранты вносят в экономику России ощутимый вклад — около 11 триллиона рублей, или 10,2 процента от ВВП РФ в 2019 году. 

При этом заработная плата мигрантов, по данным 2017 года, почти не отличалась от среднероссийской и составляла: для граждан Узбекистана — 29 тысяч рублей в месяц, Таджикистана — 28 тысяч, Кыргызстана — 29,3 тысячи. 

Часть заработка мигранты тратят на свое же содержание. Уровень их жизни в России, как правило, невысокий и если превышает прожиточный минимум, то ненамного. Минтруда РФ в 2019 году оценивал прожиточный минимум трудоспособного работника в 11,9 тысячи рублей в месяц. Округлим до 12 тысяч.

Теперь можно свести все данные по труду мигрантов в таблицу (в годовом исчислении):

Данные по труду мигрантов из стран Центральной Азии (за 2019 год)

Нас больше интересует, сколько денег остается у трудовых мигрантов с учетом всех расходов на проживание. Табличные данные нужно скорректировать на сумму, уплачиваемую мигрантами за арендованное жилье. Но сколько они платят — на сей счет нет совершенно никаких данных.

Даже трудно сказать, сколько мигрантов живет в арендованном жилье и какая квартплата приходится на каждого из них. Помимо этого, часть мигрантов живет по месту работы, например, в бытовках на стройках, в домах, где они ухаживают за больными и престарелыми и за квартиру не платят совсем.

Ввиду невозможности определить объем расходов на жилье, придется прибегнуть к экспертной оценке. Думаю, что можно вычесть в качестве доли квартплаты 25 процентов суммы остатка.

Тогда получится, что у граждан Узбекистана остается 321,3 миллиарда рублей, Таджикистана — 180,7 миллиарда, Кыргызстана — 111 миллиардов. 

Переводы на родину

Имеются следующие данные по переводам денежных средств граждан этих республик из России на родину за 2019 год:

  • Узбекистан — 2 миллиарда долларов за первое полугодие 2019-го, или 4 миллиарда в годовом исчислении;
  • Таджикистан — 2,7 миллиарда;
  • Кыргызстан — 1,5 миллиарда за январь-сентябрь 2019 года, или 2 миллиарда долларов в годовом исчислении. 

Таким образом, мы можем сравнить суммы переводов с чистым доходом трудовых мигрантов, который остается у них на руках после всех бытовых расходов. Скорректированные данные остатка пересчитаны в доллары по среднему курсу рубля к доллару за 2019 год — 64,7 рубля. 

Чистый доход и суммы переводов трудовых мигрантов стран Центральной Азии

Разница для граждан Кыргызстана связана, очевидно, с тем, что значительная их часть приняла российское гражданство и потому не входит в мигрантскую статистику, но продолжает отправлять деньги родственникам в Кыргызстане, что и учитывается в общем объеме переводов. 

Возможный ущерб

Ввиду сокращения занятости мигрантов в России заработки и переводы, конечно, сократятся. Оценить объем сокращения можно с помощью отраслевого распределения трудовых мигрантов.

По данным МВД РФ и правительства Москвы, 33,1 процента мигрантов трудились в сфере торговли, 16,4 процента — в строительстве, 13,9 процента — в транспорте и связи, 7 процентов — в гостиничном бизнесе, 8 процентов — в домашних услугах (таких, как уборка, уход за престарелыми), 21,6 процента — в других, вероятнее всего, в сфере услуг. 

Сферы занятости трудовых мигрантов стран Центральной Азии в России

Какие отрасли и как могли упасть в период самоизоляции? Торговля уже уменьшилась примерно наполовину, сократившись в основном до продаж продовольственных товаров (в 2019 году доля продовольственных товаров составила 47,7 процента от общего розничного оборота). Строительство, насколько можно судить, работает без существенного снижения объемов. Транспорт несколько сократился, связь работает. Вырос спрос на услуги курьеров.

Сокращение целиком или серьезное сокращение могло произойти в секторах гостиничного бизнеса, домашних и прочих услугах. Итого сокращение занятости мигрантов можно оценить в 53,1 процента. Экспертные оценки, например, по занятости граждан Кыргызстана, дают примерно такие же данные — около 50 процентов. 

Так что мы можем ожидать, что в апреле 2020 года произойдет сокращение переводов мигрантов на родину на 50 процентов. А скорее всего, больше, поскольку мигранты в России придержат деньги для своего проживания в условиях кризиса. 

Итого, из примерно 8,7 миллиарда долларов переводов граждан этих трех республик в год в среднем на месяц в нормальной ситуации приходилось 725 миллионов долларов. Если наши оценки верны, то в апреле 2020 года в эти республики поступит около 362,5 миллиона долларов. Это немало — 4 процента от годового объема переводов в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан. 

В свою очередь это негативно скажется на внутреннем потреблении в этих странах, на объеме импорта, в значительной мере финансируемого переводами мигрантов, окажет угнетающее воздействие на занятость местного бизнеса и доходность госбюджетов. 

Центральная Азия: миграция как ресурс развития

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

Программа развития ООН (ПРООН) и Евразийский банк развития (ЕАБР) подготовили совместный аналитический доклад на тему «Трудовая миграция, денежные переводы и человеческое развитие в странах Центральной Азии».

В нем анализируются процессы трудовой миграции в Центральноазиатском регионе и поднимается вопрос о том, насколько зарубежное трудоустройство граждан Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и пересылаемые ими на родину денежные переводы способствуют экономическому и человеческому развитию этих стран. Доклад содержит прогноз развития трудовой миграции в регионе до 2030 г.

, а также рекомендации, как повысить отдачу от нее в интересах развития человеческого потенциала и снизить связанные с ней издержки в принимающих государствах.

Программа развития ООН (ПРООН) и Евразийский банк развития (ЕАБР) подготовили совместный аналитический доклад на тему «Трудовая миграция, денежные переводы и человеческое развитие в странах Центральной Азии».

В нем анализируются процессы трудовой миграции в Центральноазиатском регионе и поднимается вопрос о том, насколько зарубежное трудоустройство граждан Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и пересылаемые ими на родину денежные переводы способствуют экономическому и человеческому развитию этих стран. Доклад содержит прогноз развития трудовой миграции в регионе до 2030 г.

, а также рекомендации, как повысить отдачу от нее в интересах развития человеческого потенциала и снизить связанные с ней издержки в принимающих государствах.

Центральная Азия в водовороте международной миграции

Государства Центральной Азии находятся под пристальным вниманием международных организаций, занимающихся изучением международной трудовой миграции и ее последствий. Это внимание обусловлено тем, что за очень короткий исторический период процессы трансграничного движения трудовых ресурсов в этом регионе стали одной из характерных черт его развития.

Целый ряд исследований ПРООН, Всемирного банка, ЕАБР, Международной организации по миграции, Международной организации труда позволяют составить довольно целостную картину трудовой миграции в Центральноазиатском регионе, включая Россию и Казахстан как основные принимающие страны.

Рассматриваемый доклад вызывает особый интерес, так как опирается на многие из проводившихся ранее исследований и представляет собой наиболее содержательный обзор трудовой миграции и ее влияния на человеческое развитие в трех государствах Центральной Азии – Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.

Особое внимание авторы доклада уделяют денежным переводам мигрантов, анализируя их масштаб, динамику, структуру использования мигрантскими домохозяйствами и потенциал с точки зрения возможностей человеческого развития в этих странах.

Авторы доклада указывают, что по состоянию на середину 2015 г.

граждане Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, стран, население которых в совокупности насчитывает менее 45 млн человек, составляли одну треть от 11 млн иностранных граждан, официально зарегистрированных в Российской Федерации (с. 8). На долю граждан этих трех стран приходится также три четверти иностранцев, зарегистрированных в Казахстане.

Трансграничные потоки людей в регионе представлены в основном трудящимися-мигрантами, которые, не найдя подходящую работу в своих странах, отправляются в поисках заработка в Россию или Казахстан.

В результате формируются масштабные потоки денежных переводов, которые трудовые мигранты отправляют оставшимся на родине семьям. По данным Центрального банка России, в 2014 г. объем таких переводов из России составил: в Узбекистан – 5,6 млрд долл., в Таджикистан – 3,8 млрд долл.

, в Кыргызстан – 2,0 млрд долл. При этом падение курса рубля и некоторое снижение масштабов официальной трудовой миграции в Россию в 2014–2015 гг. из-за ужесточения требований к соблюдению миграционного законодательства привели к заметному сокращению объема денежных переводов.

Тем не менее авторы доклада приходят к выводу, что такое сокращение вряд ли будет носить затяжной характер. По их мнению, следует ожидать восстановления роста потоков денежных переводов (и связанной с ними трудовой миграции) и сохранения такой динамики до 2030 г.

В Таджикистане денежные переводы, поступающие главным образом из России, составляют более 40% ВВП страны, в Кыргызстане – более 30%, и это самые высокие показатели в мире с 2011 г.

Трудовая миграция в странах Центральной Азии: плюсы и минусы

Трудовая миграция и денежные переводы играют важную роль в сокращении бедности в менее развитых странах региона.

Например, результаты обследования бюджетов домашних хозяйств в Кыргызской Республике показывают, что денежные переводы снижают уровень бедности в национальном выражении на 6–7 процентных пунктов.

В целом авторы доклада признают, что «правительства стран региона достигли существенного прогресса в ориентации значительных потоков мигрантов и денежных средств на благо развития своих стран».

В то же время превращение трудовой миграции в норму жизни для значительной части домохозяйств центральноазиатских государств сопряжено с серьезными социальными издержками для самих мигрантов и членов их семей.

Авторы доклада указывают на болевые точки трудовой миграции, характерные именно для Центральной Азии. Зачастую они сводят на нет те преимущества, на которые мигранты рассчитывают, отправляясь на заработки за рубеж.

В их числе:

  • распространение практики нерегистрируемого найма, что оставляет мигрантов без правовой защиты и делает их уязвимыми перед эксплуатацией и дискриминацией;
  • риски для здоровья, связанные с переработками, отсутствием условий для отдыха и восстановления сил, проживанием в неприспособленных для жизни помещениях, недоступностью медицинской помощи;
  • большие финансовые затраты, связанные с легализацией, что вынуждает мигрантов прибегать к заимствованию средств и зачастую ставит в долговую зависимость (от работодателя, посреднических организаций или земляков) еще до начала трудовой деятельности в принимающей стране;
  • разрушение семейных отношений из-за длительного отсутствия мигрантов на родине, поскольку чаще всего они не имеют возможности взять семью с собой. 

За последнее десятилетие усилиями принимающих стран и стран происхождения мигрантов было немало сделано для упорядочения процессов трудовой миграции в регионе.

Так, создание широкой сети операторов международных денежных переводов привело к резкому уменьшению комиссионных сборов и расширило возможности для легальной и безопасной переправки заработанных мигрантами денег на родину.

Авторы доклада склонны рассматривать эту экономию на издержках как «форму поддержки процесса развития, предоставляемой Российской Федерацией менее богатым странам Центральной Азии» (с. 24).

Большое внимание в докладе уделяется необходимости совершенствования системы сбора данных по миграции и миграционной статистики в центральноазиатских странах и в России. Авторы доклада признают «обескураживающе сложными» оценки численности мигрантов и их дифференциацию по категориям (с.

25) в условиях концептуальных и статистических изъянов в данной области, существующих в рассматриваемых странах. Впрочем, статистику денежных переводов мигрантов, которая признается в докладе относительно достоверной, можно было бы использовать для косвенной оценки, например, реальной численности мигрантов в России.

Заметим, что такие методики существуют и применяются, особенно когда речь идет о значительном масштабе нерегистрируемой миграции.

Управление трудовой миграцией: результаты и перспективы

Несомненный интерес представляет анализ усилий, предпринимаемых странами происхождения мигрантов в области управления миграцией. В целом результаты анализа свидетельствуют об активизации позиции этих стран в условиях возросшей роли трудовой миграции и денежных переводов.

В этом плане интересны усилия Кыргызской Республики по упорядочению процессов выезда трудовых мигрантов из страны, обеспечению прав работающих в России кыргызских граждан и возвратного характера миграции. В 2010 г.

при Министерстве труда, миграции и молодежи КР был создан Центр трудоустройства граждан Кыргызстана за рубежом, принята реформа системы профессионально-технического образования с целью подготовки специалистов, востребованных на рынках труда России и Казахстана. Наконец, в мае 2015 г.

Кыргызская Республика официально вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В то же время, как справедливо отмечается в докладе, недостаточное внимание уделяется предотъездной подготовке трудящихся-мигрантов, информированию об их правах, возможностях и обязанностях в стране пребывания, последствиях несоблюдения требований законодательства, а также согласованию миграционной стратегии с общей национальной политикой в области развития.

Доклад, несомненно, увеличивает знание о процессах трудовой миграции в регионе Центральной Азии. Однако с некоторыми положениями и выводами авторов трудно согласиться.

В частности, они сетуют на то, что в рамках Евразийского экономического союза «мало внимания уделяется проблеме фактической интеграции рынков труда в Российской Федерации и Казахстане, с одной стороны, и менее богатых стран Центральной Азии, с другой».

Однако здесь уместно заметить, что из центральноазиатских государств только Кыргызстан имеет членство в ЕАЭС, который сам существует с 2015 г.

Процесс создания единого регионального рынка труда требует серьезного законодательного сопровождения, гармонизации национальных законодательств участников в области трудового права, социальных прав работников, пенсионного обеспечения. В настоящее время эта работа ведется в ЕАЭС на межгосударственном уровне.

А тот факт, что граждане присоединяющихся к ЕАЭС стран сразу же получают право на свободное трудоустройство в других странах-участницах (в отличие от Европейского союза, где граждане вновь вступивших государств получали это право через несколько лет после официального вступления), свидетельствует о признании уже сложившейся фактической интеграции рынков труда постсоветских государств.

Похвальна попытка авторов доклада выстроить возможные сценарии развития миграционных процессов между странами Центральной Азии, с одной стороны, и Россией и Казахстаном, с другой. Однако предложенные «сценарии» весьма абстрактны.

Зачастую они не имеют ничего общего с уже сложившимися тенденциями, предопределенными, например, возрастной структурой населения, которая, как известно, предопределяет инертность демографических изменений. Неясно, как «минималистский» сценарий, рассчитанный до 2030 г. (с.

34–35), может предусматривать «сравнительно высокие темпы роста населения трудоспособного возраста в России и Казахстане, что будет повышать предложение отечественной рабочей силы». Это невозможно. Демографические прогнозы по России однозначно говорят о том, что в 2015–2020 гг.

численность трудоспособного населения будет сокращаться в среднем на 1 млн человек в год, а в период 2020–2030 гг. убыль уменьшится вследствие сложившейся возрастной структуры населения, но будет все равно составлять не менее 400 тыс. человек в среднегодовом выражении.

Авторы доклада справедливо отмечают, ссылаясь на международный опыт, что со временем значимость миграции и денежных переводов для развивающихся стран уменьшается (с. 30).

Действительно, по мере социально-экономического развития этих стран расширяются возможности занятости на внутреннем рынке труда, снижается прирост населения, и заработки за рубежом постепенно перестают быть частью экономической стратегии домохозяйств.

Более того, во многих случаях миграционные потоки меняют свое направление, и бывшие страны миграционного оттока становятся привлекательными для мигрантов из менее развитых государств.

Так произошло в свое время со странами Южной Европы, Ирландией, целым рядом государств Юго-Восточной Азии – Сингапуром, Гонконгом, Тайванем, Малайзией, Южной Кореей. Однако этот сценарий рано применять к странам Центральной Азии.

Наблюдаемое ныне сокращение масштабов трудовой миграции и денежных переводов в регионе – результат изменения экономической конъюнктуры в России и снижения курса рубля. Если снижение денежного притока из России послужит стимулом к развитию внутреннего рынка труда в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, то это не может не расцениваться как положительная тенденция. Но представляется, что рассчитывать на это пока рано.

Станет ли миграция ресурсом развития – зависит от совместных усилий

Основная цель доклада – донести до правительств и других институтов, участвующих в принятии решений в сфере управления миграцией в Центральной Азии и в России, что недостаточно признавать большой потенциал трудовой миграции для развития региона.

Необходимо предпринимать активные усилия на уровне правительств, местных органов власти, НПО, местных сообществ, нацеленные на то, чтобы обеспечить максимально легальный характер миграции, гарантии трудовых и социальных прав мигрантов, заинтересованность в инвестировании части заработанных средств в развитие родных мест. Успех этой непростой работы возможен при совместных усилиях всех заинтересованных сторон. Только так можно превратить трудовую миграцию из проблемы, требующей решения, в важный ресурс развития, в том числе человеческого потенциала региона.

Сегодня в России, пусть и с большим опозданием, не без проблем, постепенно выстраивается система каналов легального трудоустройства мигрантов. Создается официальная информационно-консультационная инфраструктура, которая облегчает легализацию трудовых мигрантов и обеспечивает их связь с потенциальными работодателями.

Хочется думать, что доклад ПРООН и ЕАБР будет принят во внимание в России и, учитывая долговременные тенденции развития миграционной ситуации в государствах Центральной Азии – «поставщиках» трудовых мигрантов в Россию, послужит сигналом к формированию стратегического, скоординированного со странами происхождения подхода к управлению трудовой миграцией.

Враждебность в России считается ключевым фактором радикализации трудовых мигрантов

Мигранты из центральной азии в россии статистика 2020

ТАШКЕНТ — Враждебная среда, жестокие условия труда и откровенный расизм, с которыми сталкиваются мигранты из Центральной Азии в России, создают идеальные условия для вербовщиков экстремистских организаций, которые пользуются уязвимостью и озлобленностью рабочих.

В декабре прошлого года последствия и трагический размах такого жестокого обращения стали очевидными, когда военный суд в Санкт-Петербурге приговорил 11 обвиняемых к различным срокам тюремного заключения за причастность ко взрыву смертника в городском метро в 2017 году, повлекшему за собой человеческие жертвы.

Все обвиняемые были выходцами из Центральной Азии. Уроженец Кыргызстана Аброр Азимов получил самый большой срок — его приговорили к пожизненному заключению.

Этот случай, наряду с массовым отъездом в последние годы сотен трудовых мигрантов из Центральной Азии в Сирию и Ирак для участия в боевых действия на стороне «Исламского государства» (ИГ), иллюстрирует радикализацию, которой некоторые трудовые мигранты подверглись, испытав на себе дискриминацию и расизм в России.

Российские полицейские проверяют документы у мигрантов из Центральной Азии, после чего заталкивают их в автобус и увозят в неизвестном направлении. Москва. Стоп-кадр с видео, размещенного Александром Кимом в соцсетях 31 декабря 2019 г. [Фото из архива]

В 2017 году расположенный в Нью-Йорке аналитический центр Soufan Center провел исследование, чтобы подсчитать, сколько боевиков ИГ из каждой страны Центральной Азии отправились в Ирак или Сирию: из Казахстана туда уехали более 500 экстремистов, из Кыргызстана — более 500, из Таджикистана — около 1300, из Туркменистана — более 400, из Узбекистана — более 1500.

С тех пор неисчислимое количество мигрантов из Центральной Азии в России подверглось радикализации.

На работе, которой брезгуют россияне

Россияне отказываются выполнять черную работу, такую как уборка туалетов и станций метро или работа на стройках, поэтому пробел восполнили жители из Центральной Азии.

Согласно исследованию под названием «Джихадисты из бывшей советской Центральной Азии», опубликованному Гарвардским университетом в 2018 году, число жителей Центральной Азии, проживающих в России, колеблется от трех до семи миллионов.

Точный подсчет невозможен по ряду причин, включая стремление нелегальных мигрантов оставаться «в тени» и нежелание Кремля вызвать недовольство россиян раскрытием настоящего числа мигрантов.

По статистике российского правительства, только в первой половине 2019 года в Россию прибыло примерно 918 тыс. узбеков.

С точки зрения численности, большинство трудовых мигрантов прибывают в Россию из Узбекистана — самой густонаселенной страны в Центральной Азии. За ним следуют его меньшие по численности, но глубоко обнищавшие соседи — Таджикистан и Кыргызстан.

Радикализация в России

Подавляющее большинство трудовых мигрантов из Центральной Азии просто пытается выжить и делать свою работу. Тем не менее, трудности, с которыми они сталкиваются в России — дискриминация, вымогательство взяток полицией и беззастенчивые избиения гражданскими и даже полицейскими — заставили некоторых обратиться к экстремизму.

«Некоторые исследования демонстрируют, что основной базой вербовки боевиков из Центральной Азии среди группировок джихадистов может быть Россия», — отмечается в исследовании Гарвардского университета. Там цитируются слова бывшего боевика ИГ из Узбекистана, который «не мог сдержать негодования», вспоминая о том времени, когда он работал в России.

«Нас считали второсортными людьми», — сказал бывший боевик под псевдонимом «Мухаммед» одному из авторов исследования.

«Террористические группировки… умело пользуются этим чувством обиды», — отмечают исследователи.

Наблюдатели в Центральной Азии с ними соглашаются.

«Постоянные унижения, которые терпят трудовые мигранты в России, зачастую также толкают их к радикализму, так как это вызывает у человека чувство своей избранности. Это дает иллюзию более комфортного бытия, структурирует жизнь, наполняет ее смыслом», — сказала общественный деятель и историк из Узбекистана Нигара Хидоятова.

По ее словам, уязвимыми мигрантов делают и другие факторы — стремление к материальной устойчивости, чувство одиночества, необразованность и более свободный доступ к сомнительным интернет-ресурсам.

Еще один наблюдатель также отмечает опасность, вызванную недостатком образования.

По словам Самарбека Сыргабаева, заведующего кафедрой социологии Бишкекского государственного университета в Кыргызстане, низкий уровень религиозных знаний приводит к отсутствию «иммунитета» к уговорам экстремистов.

Трудовые мигранты являются легкой добычей для вербовщиков экстремистских организаций, особенно в связи с тем, что из-за тяжелой работы и условий жизни за рубежом мигранты ищут утешения в мечетях, сказал в январе Саур Якупов, социолог из Ташкента и руководитель центра «Шарх ва Тавсия».

«Если в домашних условиях религия была просто данью традиции, то на чужбине она становится спасением и последним пристанищем. Поэтому посещение мечети становится необходимой отдушиной и обязательным еженедельным ритуалом», — отметил он.

«Именно там их и ловят “проповедники” от экстремизма. И их псевдомусульманская риторика, мало связанная с исламом, но оперирующая мусульманским лексиконом, падает на благодатную почву», — добавил Якупов.

Негативные последствия российской политики

По словам Хидоятовой, вербовщики экстремистских организаций в России — обычно узбеки или таджики — проходят подготовку, которая развивает их талант убеждения.

«В их задачу входит наблюдение за степенью восприимчивости потенциальных адептов», — говорит она.

«На первом этапе ему помогают с документами и работой, затем вовлекают в определенную социальную жизнь, это совместные моления, застольные разговоры о жизни пророка Мухаммеда, истории хадисов, затем прививаются определенные ритуалы и уклад жизни», — сказала Хидоятова.

После этого вербовщик сообщает своим руководителям о новых последователях, которые наиболее склонны к фанатизму, и те решают, куда их отправить, добавила она.

В то же время российское иммиграционное законодательство непреднамеренно вносит свой вклад в создание боевиков, считает Хидоятова.

По ее словам, по закону, «легальное трудоустройство… требует приобретения патента» для трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. Данный закон распространяется на граждан стран СНГ, которые не входят в Евразийский экономический союз, где доминирует Россия.

Процесс занимает около месяца и требует прохождения чрезвычайно сложного экзамена на знание русского языка, который иногда не под силу даже коренному жителю России. Кроме того, стоимость патента составляет около 4000 рублей (64 доллара США) в месяц даже после успешной сдачи экзамена.

В результате мигранты либо работают нелегально, либо примыкают к сообществу, где им могут помочь решить эту проблему, говорит Хидоятова.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.