Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2020 Г В Рф
Понятие надзорного производства
Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.
Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.
Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.
Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.
Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:
- решения или приговора, которые обжалуются;
- приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
- других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.
Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.
Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:
- оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
- прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
- при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
- отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
- отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
- вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.
Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.
В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.
При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:
- считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
- решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
- принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.
Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.
Сущность и значение надзорного производства
Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.
Подтверждением надзорной инстанции служат:
- участники судебного процесса;
- участники имеют процессуальный статус;
- установленные сроки;
- принятие постановления в документальном виде.
Роль надзора в судопроизводстве:
- предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
- кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
- факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
- протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.
Пересмотр дела возможен только:
- если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
- после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.
Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.
Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:
- Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
- Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
- Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.
Надзорное производство служит:
- для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
- препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
- средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.
Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.
Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:
- правовое значение;
- преследуемые цели;
- запрет на ухудшение положения осужденного;
- проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
- выявление ошибок и указания на исправление;
- порядок действий при получении жалобы;
- осуществление проверки законности выносимых решений.
Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.
Отличия между надзором и апелляцией:
- Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
- Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
- Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
- Процедура пересмотра.
В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.
Различия между надзором и кассационным порядком:
- Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
- В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
- Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.
Порядок производства
Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:
- Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
- Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
- После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
- Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого ания, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.
Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством . При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.
Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.
Правовые полномочия надзорного органа
Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.
Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:
- прекращение судопроизводства;
- отказ в удовлетворении протеста;
- изменение документа;
- возврат дела без рассмотрения;
- отмена приговора.
Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.
Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.
Процент отмены вердикта надзорным органом в 2020 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.
Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2020 Г В Рф
На не вступившие в законную силу решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.
Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по уголовным делам
Для принесения протеста в порядке надзора необходимо наличие оснований и поводов. Основанием выступают нарушения норм материального и процессуального права, в результате которых судебный акт является незаконным или необоснованным.
Для того, чтобы решить вопрос, имеются ли основания для принесения надзорного протеста прокурор проверяет уголовное дело. Правом истребования для проверки уголовного дела из суда принадлежит, прежде всего, прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территориальной компетенции.
Районные (городские) и приравненные к ним прокуроры также вправе истребовать дела из районных (городских), межгарнизонных судов, они не вправе приносить надзорные протесты, но имеют право в необходимых случаях вносить вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора.
Поводом к истребованию уголовного дела является ходатайство граждан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор, сообщения в СМИ, инициатива прокурора, если данные о неправосудности решения получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела.Основным поводом для принесения надзорного протеста выступает надзорная жалоба лица, участвующего в деле (обвиняемого, потерпевшего).
Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения полностью или частично, при этом он обязан незамедлительно сообщить прокурору о наличие оснований для отказа от обвинения, т.к. в случае несогласия прокурор имеет право заменить государственного обвинителя либо поддерживать обвинение лично.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами второй инстанции
Порядок принесения представления определен ст. 404 УПК РФ. Представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать вступившие в законную силу судебное решение.
Рекомендуем прочесть: Оквэд Реализация Стройматериалов 2020
Участвуя в данной стадии уголовного процесса, прокуроры обязаны защищать права и законные интересы не только осужденных, но также потерпевших, других участников уголовно- процессуальной деятельности и охраняемые законом интересы общества и государства, предупреждать нарушения закона, оказывать судьям содействие по устранению нарушений закона и способствовать исполнению приговоров и других судебных решений, лично устранять нарушения закона, допускаемые участниками процесса и другими лицами или организациями, для чего использовались в необходимых случаях свои полномочия, предусмотренные УПК РФ и ст. 10,21,28,31,33,35-38 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурорский надзор
В соответствии с ч. 5 ст. 365 УПК стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы. об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Толкование смысла ч.
4 и 5 ст. 365 УПК даст основание полагать, что государственный обвинитель вправе ходатайствовать о производстве следственно-судебных действий в целях собирания доказательств, если только подобное ходатайство было заявлено в ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.
Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке апелляционного, кассационного и надзорного судопроизводств
При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.
Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.
Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел в судах кассационной и надзорной инстанции
Судебные составы, рассматривающие кассационные и надзорные жалобы и представления по существу, формируются с тем расчетом, чтобы в них не входили судьи, ранее участвовавшие в рассмотрении уголовного дела или ранее выразившие в постановлениях свое отношение к доводам кассационного или надзорного ходатайства, по которым возбуждено производство.
Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет, какое дело слушается, представляет участвующим в заседании лицам судей, докладчика, прокурора, секретаря судебного заседания, ведущего протокол, разъясняет права, разрешает отводы. В судебном заседании участие защитника, если осужденный не заявил отказ от него в порядке ст. 52 УПК РФ, является обязательным.
Прокурор в судах второй, кассационной и надзорной инстанций
Цельизадачиисследования.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретической модели совершенствования функционального института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанций в уголовном судопроизводстве, направленной на оптимизацию уголовно-процессуального законодательства в этой части, а также правоприменительной практики обжалования и пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу судебных решений в уголовном процессе.
1.
Нормативные общности, регулирующие деятельность субъектов уголовного процесса в связи с обжалованием и пересмотром судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, можно рассматривать как две самостоятельные подотрасли уголовно-процессуального права — «Производство в суде второй инстанции» и «Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда», в которых на функциональном уровне можно выделить специфическое нормативное образование, обеспечивающее законченное, цельное регулирование деятельности прокурора по участию в обжаловании и пересмотре судебных решений в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам
При решении вопроса о принесении кассационных и надзорных представлений в целях отмены судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого дело прекращено, прокуроры должны руководствоваться тем, что основанием для этого являются допущенные в ходе судебного разбирательства и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия .
Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 1 года со дня его вступления в законную силу . Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК РФ.
Участие прокурора рассмотрении уголовных дел в судом кассационной инстанции
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.
Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.
В надзорном представлении должны быть приведены доводы прокурора, подавшего представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренные ст. 379 УПК РФ.
Требования, предъявляемые к представлению, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы представления.
Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.
Требования, предъявляемые в законе к представлению, обусловлены и тем, что в УПК РФ право его принесения принадлежит прокурору, который имеет возможность самостоятельно указать, что именно и почему в состоявшемся решении является, по его мнению, незаконным или необоснованным.
Участие прокурора в апелляционном и кассационном производстве
Статья 354 УПК РФ наделяет стороны равными правами на обжалование судебных решений в апелляционном и кассационном порядке.
Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю.
Различие между апелляционным и кассационным производством состоит в том, что в апелляционном порядке рассматриваются жалобы (представления) на решения мировых судей, а в кассационном порядке — на решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением судебных решений, вынесенных мировыми судьями.Данный приказ требует в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не было принесено (УПК РФ такого требования не содержит).
Участие прокурора в суде надзорной инстанции
Если лица, указанные в ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ , явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо (прокурор, подавший надзорное представление), лицо, подавшее надзорную жалобу.
3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
Полномочия прокурора в надзорном производстве в уголовном процессе
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 апреля 1985 г. N 2 «О применении судами законодательства, регламентирующего пересмотр в порядке надзора приговоров, определений, постановлений по уголовным делам» // Судебная практика по уголовным делам: в 2 частях.
Часть 1; Сборник постановлений Пленумов Верховных Судом СССР, РСФСР и Российской Федерации / Сост. С.А. Подзоров. М.: Экзамен, 2001. С. 290. Вместе с тем М.С.
Шалумов считает, что прокурор в суде надзорной инстанции не может давать заключение по жалобам, поскольку не осуществляет надзора за законностью судебной деятельности, равно как и за соответствием закону судебных актов, а продолжает выполнять на надзорной стадии функции уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения. См.: Колоколов Н.А., Шалумов М.С. Пересмотр судебных решений в порядке надзора // Уголовный процесс. 2006. N 2. С. 42.
Поскольку в рассматриваемой статье нет указания на то, прокурор какого органа прокуратуры вправе участвовать в заседании суда надзорной инстанции, представляется, что с учетом важности полномочий этого суда, пересматривающего уже вступившие в законную силу судебные решения, в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора должен принимать участие: в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — соответственно прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота), его заместитель; в Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ — прокурор, уполномоченный Генеральным прокурором РФ; в заседании Президиума Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель .